Александр Эксерджян
Что бы в будущем ни построил Александр Эксерджян, он войдет в историю российского автоспорта прежде всего как создатель первого отечественного автомобиля Формулы-3.
Так уж получилось, что Астрада, задуманная как замена Эстонии в Формуле-1600, волею обстоятельств стартовала в Формуле-3 и даже на фоне знаменитых Даллар выглядела вполне конкурентоспособной.
Сейчас Эксерджян занимается новым проектом — моноформулой Русь-2000. Мы встретились с ним в конструкторском бюро, где идет работа над новой машиной.
Если вам нужно спортивное питание под заказ, интернет-магазин bodybuilding-shop.ru к вашим услугам!
— Начнем с истоков. Как и когда вы создали свою первую конструкцию?
— Это было в Тбилиси, в 1965 году. Мне было 15 лет, я учился в школе. По случаю мне достался двигатель MAW мощностью, по-моему, 0,75 л.с. На базе этого мотора я построил свой первый карт. Потом я немножко ездил в картинге, участовал в мотомногодневках, мотокроссах… А в 1973 году заболел автокроссом и сделал первую машину багги. Затем еще одну, с двигателем от Запорожца — был тогда отдельный класс 1300 см^3 с воздушным охлаждением.
— Это происходило в рамках ДОСААФ?
— Весь автоспорт тогда мог быть только в ДОСААФ. В ответ на мою инициативу руководители ДОСААФ Грузии заявили, что будут развивать кросс на грузовиках, а багги — нежизнеспособный вид спорта… Я тогда был молодой, горячий, пошел против них, что называется, рогами. И когда приехал после отпуска, увидел, что машины мои разрезали автогеном и выкинули на помойку… Но прошло два года, ветер переменился, до саафовским начальникам дали по голове за то, что они угробили автокросс на багги, и его спешно принялись возрождать.
— Пришли к вам на поклон?
— Для меня это уже был пройденный этап. В 1978 году я поехал на ралли, сначала штурманом, а в 1979 сел за руль — и так до 1988 года включительно. Ездил и на кольце в «кузовах». Кольцевые гонки проходили в Рустави, ездили и в Ригу, и в Киев на Чайку — это были лучшие трассы в Союзе. Занялся подготовкой машины не только для себя, но и для всей сборной по ралли. В то время основой гоночного парка были «пятерки» эстонского завода Вихур. Но и они были страшным дефицитом. Я повторил вихуровскую машину, но сделал ее более качественно, доработал подвеску… Очень удачно получилось — после этого вся сборная Грузии ездила на моих машинах. Я мечтал, конечно, создать серьезный автомобиль, но волею судьбы в 1988 году переехал сюда, в Москву, обзавелся семьей. А дальше началась другая эпоха, рухнул Советский Союз, а вместе с ним и весь автомобильный спорт.
Источник: DriveBlog