Великий китайский автопроизводитель Great Wall Motors в Болгарии
Китайский автопроизводитель Great Wall Motors, который строит всё, от седанов до пикапов, от хэтчбеков до внедорожников - некоторые из них являются доведенными до ума копиями моделей других европейских и японских брендов, к середине 2011 года собирается открыть завод в Баховице (Bahovitsa), Болгария.
Новый проект является детищем болгарского магната Гриши Ганчева (Grisha Ganchev). Его фирма Litex предоставила 90% от необходимой для постройки завода суммы (около 97 млн. евро или $130 млн.), а Great Wall добавил недостающие 10%. Завод, как ожидается, сумеет обеспечить 1220 человек рабочими местами и будет выпускать около 50000 автомобилей ежегодно.
Пламен Ликов (Plamen Likyov), менеджер компании Litex, по-видимому, отражает взгляды большинства болгар, когда говорит: «Местные жители надеются, что этот завод даст им работу. Глобальный экономический кризис ощущается здесь, как и везде, и многие лишились постоянного заработка». Более того используя недорогие модели авто инфраструктура Болгарии и аренда автомобилей в Болгарии в частности станет более доступной.
Однако Дэвид Седжвик (David Sedgwick), редактор издания Automotive News China, убежден, что китайскому автопроизводителю еще очень далеко до европейских конкурентов и проект может оказаться провальным: «Они привезут комплекты и будут собирать машины, при минимуме автоматизации.
Но для организации полномасштабной сборки придется вложить в завод от $500 млн. до $1 миллиарда. Только когда мы увидим, что китайский автопроизводитель делает такие инвестиции, то можно будет говорить о его серьезном намерении». Поддерживает редактора и старший научный сотрудник Европейского Совета в Лондоне по международным отношениям Джонас Парелл-Плеснер (Jonas Parell-Plesner): «Я думаю, что они вкладывают деньги в страны, где не стоит ожидать значительной реакции».
Действительно, болгарскому рынку еще далеко до автомобильного бума: в 2009 году было продано всего 26813 автомобилей, а годом ранее - 57927. Любому новому производителю при таком положении вещей будет трудно противостоять европейской конкуренции. Небольшими шажками китайцы идут в Европу, например китайская мебель для дома уже почти сравнилась по качеству с IKEA. Зная как китайские промышленники и бизнесмены делают дела, можно сказать что всё у них получится.
Вот что говорит об этом Александр Димитров (Alexander Dimitrov), менеджер по продажам Renault в Болгарии: «Болгары используют автомобили, чтобы произвести впечатление. Они скорее предпочли бы купить 10-летний Mercedes-Benz, чем новый китайский автомобиль». Но г-на Ганчева и Great Wall это, похоже, не пугает.
Они собираются предлагать достойные автомобили по весьма конкурентоспособным ценам. Например, один из седанов фирмы можно будет купить всего за 5000 евро ($6588). Только время покажет, окажутся ли инвестиции болгарина и китайцев глупостью или же сумеют принести плоды.
Источник: DriveBlog © Анна Волк